- Что такое текст? (Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу).
- Текст можно озаглавить. А что такое заголовок текста? (Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте).
- От чего зависит заголовок текста? (От темы или основной мысли текста).
- Что такое тема текста? (Тема – о ком или о чём говорится в тексте).
- Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – то главное, что хотел сказать нам автор).
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
Тема – о подснежнике.
Главная мысль – подснежник – настоящий герой.
- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?
Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является как можно точно описать данный объект. А как это сделать? С помощью текста-описания. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности построения текста-описания.
Данный текст - это текст-описание. В нём описывается подснежник.
Текст-описание – это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Текст-описание состоит из 3 частей:
Главная мысль.
Описание.
Особенности.
Части текста-описания можно менять местами в зависимости от построения текста. Рассмотрим пример. Прочитайте текст, определите тип текста, определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
В данном тексте рассказывается о том, какая лиса. Значит, это текст-описание.
Определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Это главная мысль.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
У каждого типа текста есть свои особенности. Как вы думаете, без какой части речи мы не смогли бы написать текс-описание? Догадались? Конечно без прилагательного. Прилагательные являются опорными для текста-описания.
Самостоятельная работа.
- Выпишите из текста по три слова в каждый столбик.
существительное
прилагательное
глагол
Итог урока. Рефлексия.
- С каким видом текста познакомились на уроке?
- В чём особенность текста-описания?
- Какой вопрос можно задать к тексту-описанию?
- Без какой части речи невозможно создать текст-описание?
Д.З стр.95, у.164
2 урок - урок литературного чтения. Тема: Белая берёза" Сергей Васильев.
- Предположите, о чём это стихотворение?
- Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?
- О каком времени говорится в стихотворении?
- Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)
- Как думаете, почему стихотворение называется «Белая берёза»? Почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (берёза - символ России)
Словарная работа
Студеный сок - холодный;
изувеченная кора – поврежденная;
Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха;
Чтение стихотворения учащимися.
-От чьего имени написано стихотворение?
-Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).
– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)
7. Работа над текстом.
а) Выборочное чтение
1. Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?
2. Где проходил бой? (Под Москвой)
3.Что решили воины?
Литературные средства:
- Как автор говорит о берёзовом соке? Какой приём использует? (Сравнения: сок бежал, как слезы)
- Какие эпитеты есть в произведении? (студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза)
Работа над выразительностью:
-Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).
-Как нужно читать?
- Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.
Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
3 урок - урок окружающего мира. Тема: "Формы земной поверхности"
ВИДЕОУРОК:
Закрепление по учебнику и тетради. Фото выполненных работ жду до воскресенья (сдаём работу накануне урока!)
4 урок - урок технологии. Тема: "Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование". ФОТОГРАФИИ РАБОТ по желанию можно скидывать в общую группу.Думаю, многим будет интересно посмотреть на творчество и фантазию других ребят.
5 урок - английский язык - стр.30, упр 1,2. Стр.34 упр 1,2, учить новую лексику.